Пять утра. Город дремлет в сумерках. Поворот ключа — и тишину двора разгоняет грубый треск работающего турбодизеля. Это после ночного сна отошёл кроссовер Renault Duster с «четвёркой» 1.5 dCi под капотом, спаренной с шестиступенчатой «механикой». Этот тест-драйв пресс-парковый Duster запомнит надолго. Впереди у нас 2,5 тысячи километров по асфальтовым дорогам и грунтовкам разного сорта — мы собираемся обогнуть Онежское озеро по его северной части. Встречай нас, Страна голубых озёр!
Погрузочная высота, проём багажного отделения — ни к чему этому претензий у нас не было. Конечно, хотелось бы, чтобы багажник был чуть глубже.
Путь в Карелию начался со сбора друзей, которым, как это часто бывает, не хватает времени на самоорганизацию. Но ещё больше времени мы потеряли, когда пришло время уложить весь скарб в багажник. Одно дело, когда есть возможность сложить сиденья заднего ряда, но седоков в салоне будет четверо. Для каждого личные вещи на несколько дней, на всех по две коробки еды, две палатки (четырёхместная и на две персоны), стол и стулья, удочки и ещё много всего по мелочи. До уровня окон у Дастера объём багажника равняется 408 л, но, оценив масштаб, мы поняли, что даже при загрузке до потолка всё не уместится.
Простоватая внешность? Мы назвали её сугубо мужской. Это не бодибилдер, но мыщцы в тонусе.
Собственно, так оно и вышло. Процентов 80 багажа вошло в трюм, но одна большая сумка, несколько подушек и пледов, две удочки, а также металлический каркас одной из палаток пришлось разместить в салоне. Кроссовер нельзя оборудовать сеткой между пассажирским салоном и багажным отделением, поэтому под потолок клали лёгкие и мягкие вещи, по типу пенистых подстилок, скрученных в рулоны.
В 7:40 мы выехали из Лобни в сторону Ярославского шоссе, которое к тому моменту уже начало обрастать заторами. Чтобы не встать в пробку, мы отправились по Дмитровскому шоссе, с которого свернули на шоссе A107. По нему и выехали на M8 в районе 88 километра. Уже на этой части пути стало ясно, что Duster на роль спринтера никак не тянет. Старт с места даётся автомобилю тяжело, даже когда в нём находится только водитель. По паспорту — 15,6 с в разгоне до 100 км/ч. И это при заявленной снаряжённой массе 1450 кг. А в нашем случае, когда Duster весил уже свыше 1850 кг, секунды превращались в бесконечность. Да ещё и эта ручная коробка передач с мелко нарезанными передаточными числами: на первой до 30 км/ч, на второй — до 50, на третьей — до 80…
Но рвать с места нам приходилось нечасто. Важнее то, что даже битком набитый Duster сохранил способность неплохо ускоряться со средних скоростей. Думал, нам придётся забыть об обгонах, но после Ярославля, когда дорога почти всегда была однополосной в одну сторону, нам вполне хватало тех 200 Н•м, что мотор выдаёт до 2000 об/мин. Конечно, частенько даже 500 метров до впередиидущей встречной машины не хватало для манёвра, но за фурами, рассекающими со скоростью 80 км/ч, мы долго не плелись. Хотя когда предстоял длительный обгон, кондиционер мы отключали. Немного, но помогало.
Рычаг коробки передач ходит без лишнего усилия, в пазы попадает легко, ходы умеренные. Это важно, ибо пользоваться им придётся часто: чтобы достичь 100 км/ч, нужно переключаться аж до четвёртой ступени. Задние крылья пачкаются даже тогда, когда дорога, казалось бы, чистая.
Темп немного упал, когда мы въехали в Вологодскую область. Причин много. Если на трассе M8 в Ярославской области мы кайфовали от высокого качества дорожного полотна и дисциплинированности водителей, то в Вологодской губернии по дороге в Вытегру (шоссе Р5) картина изменилась до неузнаваемости — паршивый асфальт, узкие дороги, участки с грунтовкой и водители, которые любят обгонять аккурат под знак «Обгон запрещён». Не соскучишься! Но именно в этом месте Duster покорил нас всех непробиваемостью своей подвески.
Ответственно заявляю, что на автомобилях с такой энергоёмкой подвеской я ещё не ездил. Гружённый до предела кроссовер так лихо проезжал неровности всех мастей, что это казалось небылицей. В недрах независимой подвески растворялись глубокие ямы и трещины, короткие поперечные волны на асфальте. Ты слышишь, как грохочут колёса при проезде неровностей, но на тело пассажиров идут лишь обескровленные толчки. Подвеску пробивало только на чудовищно крупных воронках, которые обычно лишают легковые автомобили колёс, и при значительных перепадах высот полотна.
На усеянных ямами дорогах мы держали относительно высокую скорость — от 80 до 100 км/ч. Здесь также пригодилось рулевое управление с растянутым передаточным отношением. Если во время городской эксплуатации остаётся ощущение слишком длинного руля, то при езде по плохим дорогам приходится уворачиваться от колдобин, и подобная настройка рулевого привода идеально подходит. Можно гнать размашисто, грубо, но при этом автомобиль реагирует на команды водителя мягко, без лишней нервозности.
У нашего Дастера не было системы стабилизации, но и без неё проблем с вождением быть не должно. На асфальте кроссовер неохотно уходит в занос даже под провокационный сброс газа в повороте. Смещения задней оси легко добиться на грунтовой дорожке, но плавно уходящему в занос Дастеру достаточно одного корректирующего движения рулём. В списке серьёзных претензий значится один момент — на руль идут неприятные толчки от неровностей. Особенно тяжело рукам, когда крупная яма попадается прямо в вираже: пятидверка спрыгивает с траектории, а на ладони проходят хлёсткие удары, словно от металлического прута.
К 10 вечера мы уже были в Каршево. Удивительно, но единственный водитель в экипаже (ваш покорный слуга) устал не настолько сильно, как можно было бы предположить. Километров 100–150 я бы ещё осилил. Тяжелее всего пришлось спине — водительскому креслу Дастера катастрофически не хватает поясничной опоры, да и вообще под обивкой должен быть более плотный наполнитель. Посетую на отсутствие регулировки руля по вылету, короткую подушку кресла и широкую правую стойку лобового стекла, которая перекрывает часть бокового зеркала.
Там же в Каршево нашли местного жителя, повидавшего виды Васю, который отважился отвезти нас на лодке до места, где река Чёрная впадает в Онежское озеро. Общительный мужчина согласился не сразу. Уже темнело, а плыть на лодке около 20 км вслепую — удовольствие сомнительное. В итоге сговорились о трёх тысячах рублей за туда и обратно и отправились в путь. Яркое впечатление от небольшого путешествия по Чёрной подпортил дождь, который, к счастью, закончился, когда мы высадились на берегу. Но к этому моменту темень была уже кромешной, и наш гид остался ночевать у друзей на мысе. А мы пошли искать своё место для ночлега.
Утром нашему взору открылась поистине апокалиптическая картина. Осенью 2010 года на Бесов Нос обрушился чудовищной силы ураган, который вырывал с корнями высоченные деревья. Те деревья, что устояли, покорно склонились к земле, словно причёсанные под одну гребёнку. Некоторые — от греха подальше — спилили лесники. Именно поэтому пробраться к петроглифам на Бесовом Носу теперь затруднительно: все тропы завалены деревьями. Но это стоит сделать — столь завораживающие виды Онежского озера надолго останутся в вашей памяти.
Вообще к месту, где мы раскинули палатки, можно было проехать и на машине. Правда, дорогой это не назвать — скорее направление из грязевой жижи и огромной колеи. При всём уважении к Дастеру он мог бы превратиться в недвижимость в самом начале пути. Мы встретили на мысу людей, которые добрались сюда на внедорожниках. По их словам, без специально подготовленных автомобилей здесь делать нечего. Но и этого мало: в снаряжении должны быть лебёдки и реечные домкраты. Некоторые идут ещё дальше — берут с собой комплект автомобильных запчастей и бензопилы. Стоящие позади наших собеседников машины красноречиво подтверждали эти слова: такое чувство, что обутые в «зубастые» шины и лифтованные Nissan Terrano II и Nissan Patrol (серии Y61) в грязевую ванную окунались по самую крышу.
По внедорожным свойствам Duster, конечно же, нужно сравнивать с другими кроссоверами. И в этом сравнении «француз» окажется в авангарде. Да, у него простенькая полноприводная трансмиссия с электромагнитной муфтой в приводе задних колёс, но кузов высоко посажен над землёй, свесы короткие, а дизель тяговит. На относительно глубоком песке муфту лучше принудительно заблокировать. Если стоит автоматический режим, то передняя ось успевает закопаться, прежде чем на заднюю ось поступит тяга. Диагональных вывешиваний лучше избегать, но ходы подвесок достаточны, чтобы колёса не теряли контакта в большинстве случаев.
На Бесовом Носу мы были две ночи, а затем отправились по трассе Р5 в сторону Медвежьегорска. После него свернули на шоссе М18, которое буквально поразило воображение качеством асфальтового полотна. Разум отказывался верить, что это Россия, что настолько великолепная дорога пролегает по территории нашей родины. Более того, такому шоссе могут позавидовать жители многих развитых стран Европы. Поддержать хорошее настроение мы решили заездом на водопад Кивач — третий по величине равнинный водопад Европы. Но, честно говоря, высота в 11 метров как-то не впечатлила. Хотя туристов, которых влечёт сюда, можно понять.
По пути в Петрозаводск мы с друзьями обсудили недоработки Дастера. Например, все очень ругали правое переднее кресло. По словам моих попутчиков, спина у них начинала ныть уже спустя 20 минут езды. Задний диван заметно удобней и плотнее, но у седоков галёрки другая проблема — кнопки стеклоподъёмников на задних дверях расположены аккурат в том месте, где естественным образом лежат локти пассажиров. Чтобы задние стёкла не открывались, я блокировал механизмы с кнопки на водительской двери. На количество свободного пространства никто не жаловался. Я же, в свою очередь, пройдусь по эргономике. К слишком мягкому сиденью и нерегулируемому по вылету рулю добавлю расположенные в слепых зонах блок климатической установки и блок регулировки боковых зеркал.
Петь дифирамбы энергоёмкости подвески Дастера пришлось в столице Карелии. Милый город, приятные люди, но до чего же здесь ужасные дороги, даже в центре города. Но Duster держал удар — изредка покачиваясь и еле вздрагивая на остроугольных ямах и выбоинах. Как выяснилось, это были цветочки — до паромной переправы через реку Свирь нам предстояло одолеть грейдер, на котором скорость упала до 60–80 км/ч. Старались ехать так быстро, как это возможно. И не зря — в итоге мы успели на последний рейс через Свирь.
Пока плыли через реку, пошёл дождь, а со всех сторон начали сгущаться тёмно-серые тучи. Стемнело почти моментально, но впереди у нас были ещё участки грунтовок и убогого асфальта по дорогам Р19 и Р37. Из Ленинградской области выехали относительно быстро, но в Вологодской нас поймал неистовый ливень. Скорость снизилась до 30 км/ч, а за лобовым стеклом виднелась лишь стена дождя. О ночёвке в палатках уже никто не заикался, начался поиск гостиниц в Интернете. Обзвонили несколько мест и остановились в ещё недостроенном парк-отеле в Ольково.
Ещё в Москве один мой друг выдал: «Надеюсь, это будут настоящие приключения». Словно накаркал! Мы заехали в коттеджный домик, расположились, приняли душ, а тем временем лёгкий дождик сменился ураганным ветром. В отеле вырубилось электричество, перестала идти вода из кранов, а плохо закреплённый большой батут летал по парковке отеля, снося наземные фонари и царапая автомобили и лодки на прицепах.
Переждав стихию в уютном доме, в 10 утра следующего дня мы выдвинулись обратно в Москву. Ехали относительно спокойно, крупную остановку сделали только в Ярославле, просидев около 40 минут в кафе. И в половине одиннадцатого вечера прибыли в столицу. Наша поездка в сухих цифрах такова: пройденное расстояние составило 2583 км, средняя скорость движения равнялась 61 км/ч, а расход топлива в смешанном цикле — 7,3 л на 100 км. Всего поездка обошлась нам в 20 тысяч рублей, и из них 5900 рублей пришлось на дизельное топливо.
Но есть и другие выводы, которые в цифрах выразить сложно. Кроссовер Renault Duster покорил нас всех ещё до окончания поездки. Один из моих друзей теперь серьёзно рассматривает покупку Дастера, второй обязательно сделает так, чтобы Duster купил его отец. А третий предложил менее реальную, но романтическую идею: купить одну такую дизельную пятидверку на четверых-пятерых и регулярно путешествовать на ней в различные уголки нашей родины. И я обеими руками за, ибо более приспособленного для российских дорог автомобиля я ещё не встречал. Одно пугает: Duster в России тяжело купить. И очереди длинные, и дилеры со своим допоборудованием навязчивые.