По бокам кузова и на бамперах — защитные накладки
из некрашеного пластика. Из него же сделаны расширители колёсных арок.
Тем, кому этих атрибутов недостаточно для опознания вседорожного
Sandero, адресованы наклейки Stepway на передних дверях. Цвет
«золотисто-зелёный оникс» (на фото) — один из трёх новых «металликов» (два других: лазурно-синий и красный).
Cвобода лучше, чем несвобода. Вседорожная пятидверка Renault Sandero Stepway лучше, чем обычный Сандеро.
Реклама превозносит Stepway как «хэтчбек для твоей свободы», предвещая
вольности бесшабашного съезда с асфальта. И вот я знакомлюсь со Степвеем
в Греции, чей национальный девиз — «Свобода или смерть», чья главная
государственная песня называется «Гимн свободе». Итак, темницы рухнут и…
Встречающая нас у входа в отель пресс-атташе Renault Анастасия разводит
руками: «Ребят! Бездорожья, увы, не получится. Там крутой склон дождём
размыло, ну вы понимаете…» Мы понимаем, что в случае с переднеприводным
бюджетным хэтчбеком вседозволенности быть не может, и принимаем заданный
маршрут — город, трасса и небольшой гравийный участок. Всё как в той
песне: «Свобода, свобода, так много, так мало…»
На брифинге в Афинах нам объясняют, что у публики, заинтересованной
моделью Sandero, нынче как никогда широкий выбор. Довольствуешься чисто
городской машинкой и хочешь сэкономить — бери обычный хэтч с мотором 1.2
(75 л.с., 107 Н•м) за 416 000 рублей. Планируешь загородные вылазки —
вот тебе Stepway. Он подороже, но и поспособнее. Предлагается в двух
версиях: Confort (485 000—505 000 рублей) и Privilege (539 000—559 000).
Обе позволяют выбрать мотор: бензиновая атмосферная «четвёрка» 1.6
может быть восьмиклапанной (82 л.с., 134 Н•м) либо шестнадцатиклапанной
(102 л.с., 145 Н•м). Пятиступенчатой «механике» альтернативы нет:
двухпедальный хэтч обещают в 2015 году. То есть арсенал Степвея
точь-в-точь как у
нового Логана. Их и собирают на одной линии B0 на АвтоВАЗе.
Хотя Logan и Sandero Stepway — одна и та же машина с разными
кузовами, достоинства и недостатки у них свои. Интересно сравнить
лифтованный хэтчбек и седан, наделённые одним и тем же 102-сильным
мотором. При равной снаряжённой массе и передаточных числах трансмиссии
Stepway медленнее Логана в разгоне до 100 км/ч (11,2 против 10,5 с),
в пределе (170 против 180 км/ч) и на 0,1 л прожорливее во всех циклах.
Это — плата за большие колёса (диаметром 16, а не 15 дюймов). А общие
преимущества — богатое для бюджетников оснащение и, конечно,
непробиваемая подвеска. Однако в рукаве у Степвея есть козырь — дорожный
просвет 195 мм, благодаря которому у вседорожника практически нет
конкурентов на российском рынке.
На улицах греческой столицы в глаза бросаются последствия долгового
кризиса: заколоченные витрины магазинов, заброшенные дома и машины,
хмурые лица прохожих. Настроение передаётся незамедлительно, и ищешь
спасения от тяжёлых мыслей. А вот и наши машины с московскими номерами.
Сажусь в самый дорогой Sandero Stepway и чувствую себя как дома, то есть
в Логане. Здесь есть бортовой компьютер, климат-контроль, аудиосистема
с MP3, передние боковые подушки безопасности. Мультимедийный комплекс
Media NAV с навигацией тоже имеется, как и обогрев лобового стекла. Тем
временем вариант подешевле проигрывает и «по косметике»: нет кожаной
оплётки руля, хромированных дверных ручек, задних
электростеклоподъёмников, подсветки бардачка… Круиз-контроль идёт «в
базе» на всех модификациях, тогда как ESP в пакете с задними датчиками
парковки доступна только в богатой комплектации за дополнительные 16 000
рублей. Вот такая антикризисная программа.
Навигатор, весьма толковый, приводит меня к подножию холма,
на котором возвышается Акрополь. Вглядываюсь в плохо различимые вдали
развалины Парфенона, утыканные башенными кранами, и думаю, что готов
вынести Степвею первоначальный вердикт: по совокупности свойств
нравится, но хватает и недостатков. Оказывается, чтобы понять их быстро
и во всей полноте, достаточно посадить за руль женщину. У меня такая
возможность есть.
Мы несколько минут
стоим на площадке и не можем тронуться с места. Мотор рычит на нейтрали —
у дамы не получается воткнуть ни первую, ни заднюю передачи. Да, они
включаются с приличным усилием, причём с разным. Эту «механику»
я костерил на Логане, не радует коробка и сейчас. На трассе она не так
донимает (засадил пятую на 60 км/ч, и всё), но в городе частота
переключений высока — устают и руки, и ноги. Пока приноровишься
к «резиновым» педалям, уже и сцеплением запахнет. Также водительница
жалуется на руль — он и впрямь тяжеловат, хотя гидроусилитель вроде как
адаптивный и должен менять усилие на малых скоростях. Коллега
разобралась, мы поехали, но она продолжает охать-ахать, вспоминая свой
Citroen, а мне больше, пожалуй, придраться не к чему.
Вскоре ей надоело, я снова за рулём и чувствую что-то вроде
превосходства. Да, в нынешнем виде Sandero Stepway — машина мужская,
если не сказать мужицкая. Ты проникаешься её простотой и привыкаешь
ко всему, воспринимая хэтчбек как воплощение разумной достаточности
с бонусом к проходимости. Управляется он нормально, без сюрпризов, связь
с колёсами чувствуется. Подвеска не заставляет притормаживать
у трамвайных рельсов, однако на гравийной дорожке трясёт дай бог —
пружины ради увеличения клиренса поменяли, стало жёстче. Между тем крены
для приподнятого автомобиля просто ерундовые. Пассажирка призналась,
что её, бывает, укачивает, а тут забрались по долгим серпантинам на мыс
Сунион с храмом Посейдона на вершине — и всё в порядке.
Кошмар водителя в Афинах — стаи мотоциклистов и скутеристов. Гоняют
отчаянно и неистово тарахтят. В Степвее их слушать терпимо. Шумоизоляция
— на твёрдую четвёрку. В Логане досаждал вой двигателей, во вседорожном
Sandero проблема не так заметна. Может, ещё и потому, что спутница
тараторит без умолку? Кстати, что касается моторов, то с ними дилемма.
Для города предпочтительнее восьмиклапанник: он задорнее тянет с низких
оборотов, быстрее разгоняет с малых скоростей. Шестнадцатиклапанный
агрегат, напротив, веселее раскручивается при обгонах на трассе.
Из общения с сотрудниками Renault я сделал вывод, что ставка делается
на начальные комплектации с младшей «четвёркой».
Тёплой греческой зимой любому автомобилю хорошо. Местный автопарк
полон долгожителей. А что со вседорожным новичком будет у нас дома?
Во время испытаний Renault Sandero Stepway намотал на российских дорогах
более 75 тысяч километров — ровно столько же, сколько Logan.
И адаптация к нашим своеобразным условиям у седана и хэтчбека
идентичная: «холодный пуск», обогрев сидений, стёкол и зеркал, генератор
большей мощности и аккумулятор увеличенной ёмкости, калибровка блока
управления двигателем к качеству топлива, защита мотора стальным щитом,
а топливопроводов — пластиковыми листами, плюс антигравийное покрытие
днища и полный набор брызговиков в базовой комплектации. Борщ, а не
греческий салат!
Возвращаю Анастасии ключи от машины. Напоследок вопрос — помнится,
у старого Степвея был «автомат»? Она подтверждает и говорит, что
у нового тоже будет автоматическая трансмиссия, но отказывается
сообщить, какая именно. Две педали, мол, а подробности потом. Думаю, это
повод вернуться к разговору о свободе. Знаете, у неё бывают степени —
их упоминают, рассказывая о подвижности роботов: наклон головы, поворот
руки, пальца. Слухи о том, что на Логане, а значит и на Степвее,
в следующем году будет именно «робот», появились ещё до того, как свою
роботизированную трансмиссию
представил
АвтоВАЗ. Поэтому не исключено, что коробка будет не тольяттинской,
а чисто реношной. Хорошо, если нынешние «российские условия», к которым
приспособиться крайне сложно, не изменят планов французов. Так хочется
свободы хотя бы левой ноге и правой руке... С другой стороны, ситуация
нынче такая, что свободной вскоре останется только касса, в которую
нечего нести.
Техника
По
сравнению с обычным Sandero у Степвея увеличена жёсткость подвесок
и изменён стабилизатор поперечной устойчивости. В целом же платформа B0
осталась прежней. Спереди — стойки McPherson, сзади — балка. Этими
подвесками сегодня пользуются Logan, Duster, Lada Largus, целый выводок
Ниссанов и пара крупных моделей марки Dacia. Платформа хороша своей
универсальностью: на ней можно выпустить хоть компактную легковушку,
хоть массивный вэн.
Безопасность
Если
АБС даётся всем Степвеям «в базе», то ESP предлагается исключительно
как опция в дорогой комплектации вместе с задними датчиками парковки.
Систему стабилизации, ввиду повышенного центра тяжести вседорожника,
дополняет функция ROM — защита от переворачивания автомобиля. Она
в случае угрозы опрокидывания подтормаживает колёса и тормозит
двигателем. Всего Степвею положено четыре эйрбэга: две подушки для
водителя и переднего пассажира, а ещё «шторки» для них же.